Идея для стартапа: электронные КСК

В феврале текущего года в рамках концепции Smart Astana АО «Astana Innovations» приступило к реализации инновационного проекта «е-КСК» (электронный Кооператив собственников квартир). Участвовать в пилоте заявили 10 столичных КСК и 10 компаний-разработчиков, проект в опытную эксплуатацию планируется запустить в июле этого года.

«Е-КСК» будет представлять собой самостоятельный портал с автоматизированными рабочими местами для сотрудников КСК, личные кабинеты жителей, а также мобильное приложение.

Инициаторы предъявили проекту минимальный обязательный набор функций (рис.1):

- автоматизация обработки заявок;

- информационные справочники в системе;

- отчетность различного характера;

- каталог услуг КСК, классификатор заявок, справочники адресов, мобильное приложение для удобства граждан;

- гибкий интерфейс, модульность системы для дальнейшего масштабирования и обновления при необходимости.

«Сегодня общение между жителями и КСК либо обслуживающими организациями происходит устаревшими методами. Не ведется учет поступающих от жителей заявок, низкая информированность жителей о происходящих событиях в ЖК, долгое время обработки заявок, отсутствие контроля качества исполнения поступающих заявок, - комментируют в Astana Innovations. – По закону «О жилищных отношениях» КСК должны публиковать ежеквартальные отчеты о доходах и расходах, но, как показывает практика, этот закон просто игнорируется. Посредством системы электронного КСК появится возможность предоставления жильцам финансовой отчетности, т.е. будет обеспечена прозрачность деятельности КСК».



Рис. 1 – Функционал автоматизированного решения «е-КСК»

Проект планируется реализовать за счет прямых частных инвестиций, участие акимата проявится в косвенном виде – создание условий и максимальное привлечение частных инвестиций.

Между тем уже функционируют частные проекты-стартапы, занимающиеся автоматизацией деятельности КСК. Так, в городах Алматы, Астане и Курчатове (ВКО) работает портал TopKSK, запущенный в сентябре 2016 года. Интернет-портал работает как веб-сайт и мобильное приложение, состоит из функциональных блоков:

- регистрация и авторизация в системе;

- управление личным кабинетом жильца и КСК;

- управление заявками и уведомлениями;

- отчетность КСК;

- управление справочной информацией.

На сегодня на сайте зарегистрировано 851 пользователей, 216 КСК (в Алматы – 189, Астане – 21, Курчатове - 1). Портал также предоставляет возможность для сбора отчетов КСК с дальнейшей передачей их в контролирующие органы. Сегодня КСК ведут учет в «1С: Бухгалтерии» или на бумажных носителях.

По словам директора проекта Азиза Медета, на сегодня в день приходит по 2-3 заявки: «Это постепенный переход к технологическим решениям. На автоматизацию деятельности всех КСК потребуется 2-3 года, если этим постоянно заниматься. Но внедрение IT-системы не решает проблем, с которыми жильцы сталкиваются сегодня. Для активного пользования продуктом «е-КСК», необходимо принять три институциональных реформы: все обращения в КСК должны поступать в электронном виде, разработка стандартов и требований для систем электронных КСК, рынок поставщиков услуг электронных КСК должен быть конкурентным».

Сложность привлечения КСК заключается в том, что многие председатели – люди возраста выше 50-и лет, поэтому технологические новшества для них чужды. А средний возраст алматинца – 37 лет, что позволяет перейти к инновационным решениям гораздо быстрее. Главным заказчиком сервиса электронного КСК является житель многоквартирного дома. Если КСК отказываются подключаться, то общим собранием жильцы могут заставить свой КСК подключиться к сервису, потому как только у жильцов есть влияние на свой КСК.

В Алматы зарегистрировано 836 управляющих компаний, которые предоставляют услуги по сопровождению многоквартирных домов. Из них 26% находится в Ауезовском районе, 25% - в Алмалинском, 16% - в Бостандыкском (рис. 2).



Рис 2. – Процентное распределение КСК по районам Алматы


Бизнес-инкубатор MOST спросил у КСК о плюсах и минусах портала:

«Портал удобен тем, что можно отслеживать работу в online-режиме, не только находясь в офисе. Мы подключились к системе в августе 2016 года, из 800 квартир к системе подключились 70. За последние 1,5 месяца пришло 9 заявок. Цифры, конечно, не впечатляют, но необходимо информировать жильцов, потому как многие просто не знают о существовании данного портала», - комментируют в ЖК «Арай».

«Мы не против технологических новшеств, не отказываемся публиковать отчеты, но нам просто толком ничего не объяснили. Мне кажется, нужно проводить обучение по тому, как пользоваться этой системой», - считают в другом КСК.


Последние новости:

MOST | КЛУБ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ © 2016 Политика конфиденциальности most Design.